Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Хотя в российском гражданском праве отсутствует подобное деление, однако же, гражданское законодательство выделяет некоммерческие организации, построенные на членстве, и не имеющие членства. Они отличаются по своему правовому положению.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.
В целях защиты законных прав и интересов педагогических работников, руководствуясь законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений, Министерство образования Российской Федерации разъясняет.

Понятие учредителя государственных и муниципальных учреждений

Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Внесение сведений о создаваемом юридическом лице в ЕГРЮЛ в процессе регистрации сопровождается присвоением ему уникального номера – основного государственного регистрационного номера (ОГРН), который присваивается один раз и никогда не меняется вплоть до ликвидации или реорганизации данного юридического лица.

Учреждение организации осуществляется по решению учредителей. Своим решением учредители определяют наименование организации, ее местонахождение, порядок формирования и размер уставного капитала организации, формируют органы организации и принимают учредительные документы.
Объекты собственности, закрепленные за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения (ст. 39 Закона Российской Федерации “Об образовании”).

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации “Об образовании” образовательное учреждение является юридическим лицом.

В силу ст. 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрен вариант, при котором функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, могут осуществлять иные организации, не являющиеся органами государственной власти.

Учредителем муниципальной образовательной организации могут быть только муниципальные районы или городские округа (ч. 6 ст. 22 Закона).

Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.

Для спецучреждений, в которых производится воспитательно-образовательный процесс сложных детей и подростков, закрытого типа учредителями выступает только государство РФ или его субъекты.

Статьей 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций осуществляют федеральные органы государственной власти в сфере образования.

Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается: с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается: Учредителем. Коллективным договором, соглашением и или локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Согласно ч. 1 данной статьи образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Пункт 3 ст. 50 ГК РФ предусматривает 11 организационно-правовых форм для некоммерческих организаций. Формально образовательная организация может быть создана в любой из этих форм.

См. Примерную форму учредительного договора о создании и обеспечении деятельности общеобразовательного учреждения, направленную письмом Минобразования РФ от 26 августа 2003 г.

Что касается терминологических отличий в понятиях «учредитель», «участник», «член организации», то учредителями являются лица, принявшие решение о создании юридического лица, а понятия «участник» и «член организации» для целей закона о некоммерческих организациях, как указывается в том же издании, практически невозможно разграничить.

См. Примерную форму учредительного договора о создании и обеспечении деятельности общеобразовательного учреждения, направленную письмом Минобразования РФ от 26 августа 2003 г.

В российском законодательстве о некоммерческих организациях отсутствует легальное определение понятия «членства», в результате чего происходит смешение его с термином «участник».

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения

Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

В нашем случае это образовательное учреждение, основными документами которого являются договор с учредителем и устав, на основании которого строится вся деятельность образовательного учреждения.

Администрация муниципального образования определила муниципальное учреждение – районное управление образования как уполномоченный орган управления в сфере образования от имени органов местного самоуправления муниципального образования.

Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.
Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования.

Права учредителя, в случае реорганизации власти РФ, переходят к правопреемникам, которые будут определенным действующим законодательством.

Деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

В данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Образовательное учреждение согласно п. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации “Об образовании” имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных благ.

Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения могут быть

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Теоретически полномочие учредителя может быть у любого органа. Однако в большинстве случаев функции учредителя образовательных учреждений уполномочены осуществлять отраслевые или ведомственные органы: управления образованием, культуры, спорта и др.

Отдельные разновидности образовательных организаций могут быть созданы только Российской Федерацией или субъектами РФ. Так, образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

Де-факто функции и полномочия учредителя государственного или муниципального учреждения практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования.

Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество в собственности либо на правах хозяйственного ведения, либо в оперативном управлении (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

Аналогичные порядки для принятия такого решения в отношении образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 14 ст. 22 Закона).

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Правильно определиться с понятием «учредитель» достаточно сложно.

Представителем учредителя в школьном управляющем совете также может быть любое физическое лицо, проживающее на территории города Шарыпово, предварительно прошедшее подготовку и назначенное учредителем, соответствующим приказом, в конкретный управляющий совет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *